Обзоры

Обзоры по тегам

анонс день рождения колонка конкурс литература новости обзор проза рассказ рецензия роман свежий взгляд

Новости

Книги

Обои

Издательство «Буквократ». Разговор с Еленой Колчак

Елена Колчак в Именном указателе Книгозавра

- современной системе координат такая вещь как жанр несколько размазана. Во всяком случае, в нашей, российской литературе. Читают, как правило, имена. Часто не употребляют даже названия. Например, говорят - я читал Пелевина. Или - я читал Сорокина. Между тем, раньше могли сказать так: я читал фантастику, я читал детектив, а имя автора шло уже потом. Как вы думаете, с чем связана такая литературная дислокация?

- современной? Да ладно! Половина наследия Достоевского - психологические детективы. <Война и мир> - авантюрный роман, что там Дюма с его <Монте-Кристо>. А попробуйте определить жанр <Слова о полку Игореве>! Или <Дон Кихота>. Или <Степного волка>. Первичен текст, то есть - автор, а жанр - штука вторичная. Даже суровейший из них, классический детектив, необходимая основа которого - интеллектуальный поединок автор-читатель. И Честертона, и Конан-Дойля, и <Лунный камень> мы перечитываем не ради интриги, а потому что они - живые. общем, как у Шварца: <Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я ж волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала>. Писателю хочется поговорить - о любви, о смерти, о гвозде в сапоге, о доблестях, о подвигах и славе, о том, как растет трава и течет вода, - и он рассказывает историю. А к ней потом более-менее подходящий ярлычок приклеивают. Для вящей понятности. И, кстати, в сетевых профилях, обозначая интересы, упоминают не только авторов, но и жанры. Так что не вижу изменений.

- Полки книг постоянно пополняются, всё больше на них авторов и томов, кажется, написано уже обо всем на свете. Как вы думаете, как быть писателю? Всё уже есть, или какие-то аспекты нашей жизни не затронуты? И вообще - стоит ли городить огород, не проще ли сконцентрироваться сугубо на коммерческом успехе?

- Если двое смотрят на одно и то же дерево, они видят не одно и то же дерево. И рассказывают поэтому - о разных. Почему существуют десятки экранизаций и тысячи постановок <Гамлета>? Зачем очередной режиссер за это берется? С книгами - та же история: дерево одно, взгляды - разные, тем и интересны.

Хотя если можешь не писать - лучше и не ввязываться. Потому что коммерческий успех - штука мистическая. Практика показывает, что из тысячи тех, кто концентрируется на мифическом <пипл хавает>, успешным оказывается один. Книга - это ведь такой кэрролловский пирожок с надписью <Съешь меня!> Тоже товар. За который платят. Как минимум - потраченным временем. Если в кайф пошло - то и деньгами. то же время текст более чем какой-либо другой товар <продает себя сам>. По методу вирусного маркетинга. Это похоже на обаяние: легко сказать, обаятелен ли твой визави, но невозможно, сравнивая сотню обаяшек, понять, что же у них общего, и повторить. Поэтому попытка сконцентрироваться на коммерческом успехе - казалось бы, чего проще, вокруг вагон примеров того, что <пипл хавает>, бери и пользуйся - ан нет, всегда получается Одиллия вместо Одетты. Еще смешнее, когда автор, дабы продлить успех, сам себя пытается имитировать - и страшно обижается отсутствию оваций. Читатель ведь отнюдь не всеяден, он, может, формулировать не умеет, но осетрину второй свежести нюхом отличит.

- Поговорим теперь о детективе. Еще недавно само это слово рождало в голове бурные ассоциации. Представлялся Холмс с трубкой, герои Братьев Вайнеров, произведения Рекса Стаута в советских журналах, фильмы по Агате Кристи. Сейчас, в пору гаджетов и блокбастеров, когда всё сконцентрировано вокруг визуалистики, сложно вообще определить будущее любого жанра, как и детектива. Что вы об этом думаете?

- Я не думаю - я радуюсь. Мне безумно по сердцу английский <Шерлок> (тот, что по заказу BBC). Не знаю, что сказал бы по этому поводу старик Конан-Дойль, но сам Холмс точно был бы в восторге. И дело вовсе не в том, что Камбербэтч - душка и лапочка. конце концов, наш Ливанов ничуть не хуже. Но <Шерлок> - первая экранизация, где видна (буквально!) мысль. Это сразу такой объем всему придает, что дух захватывает. Визуалистика, однако. Акунин тоже пытается с визуальностью экспериментировать. И ведь это только начало, дальше наверняка будет еще интереснее. этом смысле даже <Шерлок> - лишь слабенький, еле-елешный намек на грядущие возможности.

Классический детектив как никакой другой, пожалуй, жанр требует читательского со-участия: нет интеллектуального поединка автор-читатель - нет детектива. И тут возможности открываются действительно гигантские. Хотя, если честно, я лично пока очень и очень слабо представляю себе, как всем этим будут пользоваться. Вроде как человеку, который всю жизнь ездил на велосипеде, вручили супер-автомобиль Джеймса Бонда.

Впрочем, полагаю, что никуда не денутся и те читатели, для которых собственно текст не просто первичен - абсолютен. Которых даже иллюстрации в книжках раздражают. Ну, поживем - увидим.

- Каким, по-вашему, должен быть писательский труд? С одной стороны, всё очевидно. С другой - вроде бы не понятно. Мнений много. Что вы думаете?

- Много мнений? Должен? Я в растерянности. Ну если уж <должен>, тогда в первую, вторую и все последующие очереди - ответственным. Как любая работа. Без <и так сойдет>. Талант, знаете ли, талантом (кто бы еще объяснил, что это за зверь такой), но он дает тот самый пресловутый <1%>, называй его хоть вдохновением, хоть магией, хоть харизмой. Остальные 99% - мастерство, профессионализм, умение. Ремесло, короче. Профессор Мигдал когда-то говорил: <Каждый оттенок нужно очертить <в обтяжку>. искусстве <почти да> - все равно, что <совсем нет>. Он говорил о музыке, но в литературе - та же песня.

- Один из насущных вопросов для автора - Интернет-публикации. сети сейчас бесчисленное число сайтов, где любой человек может разместить любой текст - от двух строчек до томов размеров в <Войну и мир>. При этом совершенно не очевидно, что у всякого произведения будет читатель. Что тут делать? Каким вам видится ответ на этот вопрос.

- Сомневаюсь, что с этим вообще можно что-то сделать. Хорошо бы, конечно, чтобы умножилось количество и, главное, качество (!) литературных агентов и продюсеров. Репин и Третьяков - это, согласитесь, разное устройство мозга. Но профессионалов всегда и везде меньше, чем требуется, это, видимо, закон природы. Правило 95%. Так что, если автор не хочет потеряться в массе, ему просто придется изучать методы продвижения. Но, с другой стороны, если автор действительно вкусен, его начинают <передавать из рук в руки>, в сети это куда проще, чем в реале.

- Есть ли у вас какие-то особые, тайные методы, воздействия на читателя?

- О да! С помощью тайной тибетской мантры, подаренной мне одним тамошним отшельником, заговариваю каждую восьмую страницу - вроде эффекта двадцать пятого кадра. Говорят, хорошо еще в полночь, завершающую День программиста, на перекрестке, равноудаленном от трех интернет-кафе, принести в жертву черный ноутбук. Вот только не помню, какой марки, - а это самое важное.

- Один из насущнейших вопросов наших дней - электронная книга. Америка переживает настоящий расцвет в области развития такого способа продаж, в России всё не так очевидно. Давайте задумаемся. Почему у них так, а у нас так? И вообще, есть ли перспективы, или всё же писателю нужно добиваться непременно публикации бумажной?

- Некоторое время назад мне начинало казаться, что еще немного - и книжки меня из дома выживут. Буквально. Бумажная книга - это объем. Реальный физический объем. А читать с монитора - это все-таки не тот кайф. Но тут появились ридеры, планшеты и всякое такое… Это, безусловно, читательское счастье.

Да и авторское, думается, тоже. Вот не верю я ни в загадочную русскую душу, ни в книжных пиратов (ага, давайте еще и IRL-библиотеки позакрываем). Любовь к халяве - отнюдь не наша национальная черта, достаточно посмотреть, какое количество ребер ломается в тех же Штатах на сезонных распродажах - налетай, подешевело! И уровень магазинного воровства у них куда выше, чем у нас. Ну да, в Штатах, электронные продажи, кажется, уже за 50% рынка перевалили. Штатах, повторяю. А в Таиланде? Индии? Никарагуа или ЮАР? России сегодня электронные продажи составляют, чтоб не соврать, 0.3% книжного рынка. Какой ужас, да? А вот нет. 1913 году, с которым у нас так любили все сравнивать, электронные продажи везде были 0%, правда? Так что сегодняшние 0,3% не ужасны. Русские долго запрягают, но быстро ездят. Хотя, конечно, наш зарплатный уровень будет процесс подтормаживать: при зарплате в пять тысяч баксов заплатить за книжку три - тьфу, при зарплате в триста - тут задумаешься, платить или на халяву скачать.

Стремление к бумажной публикации - штука IMHO сугубо индивидуальная. Личная. Практически интимная. Когда мне журнал <Смена> авторские экземпляры присылает - ну приятно, да, но больше потому что <Смена> - это вообще круто. Никакого такого мистического трепета от <в руках подержать>. Но это у кого как.

- Представьте - вы находите кувшин, а в нём сидит джинн. И джинн вам говорит - я могу сделать всё, чтобы улучшить положение в системе писатель - читатель до идеального. Но нужны конкретные поручения. Что бы вы попросили?

- ХХ век добавил в систему писатель-читатель слишком много лишних колесиков, получилось: за морем телушка - полушка, да рубль - перевоз. Сегодня система стремительно упрощается, двигаясь к идеалу без всяких джиннов. Так что единственное, о чем стоило бы просить - здоровья всем. Остальное - купим. Или сделаем. Или, как <мяфо> в анекдоте, <шамо приползет>.

 

- Писатель много пишет. Это понятно. Но много ли он читает? Как вы думаете, на чтении каких книг нужно концентрироваться писателю, чтобы чувствовать в себе некую гармонию?

- Дина Рубина в одном из интервью сказала, что чтение - абсолютно необходимая и довольно объемная часть писательской работы. Вот - да, да и да. И, что смешно, тут главное - количество чтения. Качество - необходимая конкретному автору пропорция между шедеврами и макулатурой - само выстроится. То есть, что именно читать - дело крайне индивидуальное, главное - читать. Читать много и непременно с удовольствием.

- Последний вопрос: ваши творческие планы.

- Постараться, чтобы <прадетектифная> колонка для Книгозавра писалась почаще. Напихать на свой сайт (http://kolchak-sobaka.ru/) побольше вкусного контента (в закромах-то - навалом, но времени катастрофически не хватает).

Если же говорить о собственно детективах, то - закончить постпродакшен готовых текстов (есть еще <в столе> немножко), дописать два незаконченных, начать что-нибудь новенькое.

Есть, впрочем, и макси-замысел. Как известно, вершина классического детектива - убийство в запертой комнате. А у мэтра <герметики> Джона Диксона Карра есть роман <Девять неправильных ответов>. И мне давно хочется сделать сборник <Девять запертых комнат>. База - ну то есть, как именно будет устроена каждая <комната> - придумана, все <конструкции> лежат в черновиках. Дело за малым - превратить каждую идею в рассказ. Пока что готов один рассказ (<Смерть голубки>) и относительно готов роман <Смерть в подвалах Замка> (ждет постпродакшена). Семь рассказов надо еще написать. Но я сделаю - ибо вправду очень хочется.

Ну и, не знаю уж, можно ли это к отнести к планам творческим, очень рассчитываю, что сотрудничество с <Буквократом> окажется плодотворным. Мне и в самом деле кажется, что мы все - авторы, издатели, читатели - стоим на пороге Прекрасной Новой Эры. Удачи нам всем!

http://bukvokrat.ru/news/topic/249

 

 

Другие обзоры этого раздела

Представляем рукопись. Придет ли Царь с Востока?

Мы работаем над новым проектом, который пока называется «Представляем рукопись», а позже, может придумается что-то поинтереснее. Автор по приглашению портала может объявить у нас о завершении работы над своим крупным текстом. И рассказать о нем. Если у читателей появятся вопросы, автор ответит на них и это импровизированное интервью тоже войдет в заметку о рукописи. Первый автор проекта – Сергей Рок. На сегодняшний день у Рока несколько романов, опубликованных в сети...

 

Поэт Алексей Уморин – НА СЕРЕДИНЕ МИРА

На литературном сайте Наталии Черных «НА СЕРЕДИНЕ МИРА» появилась страница со стихами Алексея Уморина. Мы поздравляем прекрасного поэта Уморина! И с удовольствием и благодарностью публикуем прекрасный отзыв-размышление Наталии Черных о его стихах...

 

Прилетело. Галина Каргальская. Дольмены, кошки и многое другое

рунете сейчас проводится множество литературных конкурсов. следить за всеми мы не можем, да и нет в том необходимости, но некоторые конкурсы по разным причинам попадают в поле нашего зрения. Фестиваль фантастики , литературный проект и конкурс провели новый совместный конкурс рассказов . Тема конкурса: «Легенды гор». Предлагаем вашему вниманию одну из рецензий на один из конкурсных рассказов. Галина Каргальская...

 

Каргальская Галина. Вот такая «Тетушка»

прошлый раз мы говорили о , а сегодня разговор пойдет об одном из самых сильных рассказов прошедшего конкурса. Итак, речь о . Рассказ добротен и профессионален, самым страшным нареканием в его сторону были упреки в том, что исландский мох имеет другое название, да в том, что маловато активных действий и крови на страницах рассказа. Ах да, чуть не забыла, дракон очень мирный попался. Ни тебе сожженных полей, разоренных сел, сожранных стад, а главное, без похищенных девиц...

 

Юлия Гофри. А-Т-Е-Л-Ь-Е

На сайте Елены Блонди выложена новая повесть, «Ателье.» Если вы, как я, любите читать о мастерах и мастерстве – вам туда. Это о портнихах и модельерах. О том, что мода тоже может быть искусством – а может и не быть, впрочем. Ну и, как водится, о любви и предательстве. С хэппи ендом, не волнуйтесь. Несколько слов на правах читателя. Во-первых, совершенно замечательный текст...

 

Все обзоры в разделе